Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11.07.2013 по делу N А45-6864/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими приказов департамента по тарифам Новосибирской области от 22.12.2011 N 700-ЭЭ "Об установлении единых >



АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 июля 2013 г. по делу № А45-6864/2013

Резолютивная часть решения объявлена 9 июля 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 11 июля 2013 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Абаимовой Т.В., судей Емельяновой Г.М., Хорошилова А.В. при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем судебного заседания Волынкиной Т.М. после перерыва секретарем судебного заседания Ковырзиной И.Ю., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества "ЭНЕРГОПРОМ-Новосибирский электродный завод", Новосибирская область, Искитимский район
к Департаменту по тарифам Новосибирской области, г. Новосибирск
третьи лица: 1) Открытое акционерное общество "Региональные энергетические сети"
2) Открытое акционерное общество "Электромагистраль"
3) Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
о признании нормативных правовых актов государственного органа недействующими в части
при участии в представителей:
заявителя: Корсакова П.С. по доверенности от 27.12.2011 г., Панченко Р.П. по доверенности от 15.05.2013 г., Самариной И.А. по доверенности от 28.05.2012 г., Поливанова А.В. по доверенности от 10.01.2013 г.
заинтересованного лица: Ветчиновой Ю.С. по доверенности от 17.01.2013 г.
ОАО "РЭС" - Щапиной Е.В. по доверенности от 21.03.2013 г., Коледа А.Е. по доверенности от 24.01.2013 г.
ОАО "Электромагистраль" - Булыгиной Т.Н. по доверенности от 07.06.2013 г.
ОАО "ФСК ЕЭС" - не явился, извещен

установил:

В Арбитражный суд Новосибирской области обратилось Закрытое акционерное общество "ЭНЕРГОПРОМ-Новосибирский электродный завод" (далее - заявитель, общество) с заявлением к Департаменту по тарифам Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании недействующим Приказа Департамента по тарифам по Новосибирской области от 22.12.2011 № 700-ЭЭ "Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новосибирской области", в части установленных Приложениями 1, 2 к Приказу ставок по уровню высокого напряжения (ВН), как не соответствующего требованиям Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178; признании недействующим Приказа Департамента по тарифам по Новосибирской области от 30.05.2012 № 106-ЭЭ "Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новосибирской области", в части установленных Приложениями 1, 2, 3, 4 к Приказу ставок по уровню высокого напряжения (ВН), как не соответствующего требованиям Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, к участию в деле привлечены Открытое акционерное общество "Региональные энергетические сети" (далее - ОАО "РЭС"), Открытое акционерное общество "Электромагистраль" (далее - ОАО "Электромагистраль"), Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ОАО "ФСК ЕЭС").
В соответствии со статьей 123, 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствии представителя Открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что при формировании единых (котловых) тарифов в расчет ставок тарифов по высокому напряжению департаментом были неправомерно заложены затраты на содержание и эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, включенных в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (далее - ЕНЭС). По мнению заявителя, оспариваемые приказы не соответствуют следующим нормативным актам, имеющим большую юридическую силу: абз. 14 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", абз. 6 пункта 63 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", пункту 4 Приказа ФСТ РФ от 21.03.2006 № 56-э/1 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети".
Департамент считает заявленные требования необоснованными по основаниям, изложенным в отзывах на заявление, полагает, что Федеральная служба по тарифам РФ (далее - ФСТ России) устанавливает тарифы на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС только в отношении тех объектов ЕНЭС, которые не используются территориальными сетевыми организациями для оказания услуг по передаче электрической энергии; обязательным условием установления ФСТ России тарифов на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС является наличие заключенных договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов ЕНЭС; в отсутствии заключенных договоров в случаях оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов ЕНЭС территориальными сетевыми организациями тарифы на услуги по передаче электрической энергии с учетом экономически обоснованных расходов территориальной сетевой организацией на эксплуатацию данных объектов ЕНЭС устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.
ОАО "РЭС", ОАО "Электромагистраль" просят в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в отзывах на заявление, поддерживают правовую позицию департамента, полагают, что ограничения собственников и иных законных владельцев ЕНЭС на оказание услуг с использованием ЕНЭС должны вводиться путем заключения договора, определяющего порядок использования объектов ЕНЭС, в его отсутствие установление департаментом тарифов с учетом расходов территориальной сетевой организацией на эксплуатацию данных объектов ЕНЭС, является правомерным.
ОАО "ФСК ЕЭС" в отзыве на заявление считает требования общества необоснованными, ссылается на правомерность эксплуатации и оказания ОАО "РЭС" услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов ЕНЭС до момента заключения договора на использование объектов ЕНЭС, и, соответственно, законность установления департаментом оспариваемых тарифов.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором № 51033 от 15.08.2003 г., заключенным заявителем с ОАО "Новосибирскэнерго" (энергоснабжающая организация), ОАО "Новосибирскэнерго" подает электроэнергию обществу для электроснабжения промплощадки Новосибирского электродного завода.
Электрическая энергия на общество поступает по следующим линиям: ПС 220 кВ Электродная, ВЛ 220 кВ № 249, ВЛ 220 кВ Заря-Электродная с отпайкой на ПС Южная, что подтверждается Актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 22.08.2011 г.
Приказом Минэнерго РФ от 28.09.2011 № 431 "Об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и включении в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть" ПС 220 кВ Электродная, ВЛ 220 кВ (№ 249) Заря - Электродная с отпайкой на ПС Южная, ВЛ 220 кВ (№ 250) Заря - Электродная с отпайкой на ПС Южная отнесены к ЕНЭС и включены в реестр объектов ЕНЭС.
В настоящее время собственником указанных объектов ЕНЭС является ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ-Новосибирский электродный завод" (ПС 220 кВ Электродная), и ОАО "Электромагистраль" (ВЛ 220 кВ (№ 249, № 250) Заря - Электродная с отпайкой на ПС Южная). Объекты, принадлежащие ОАО "Электромагистраль" эксплуатируются ОАО "РЭС" на основании договоров аренды № 7463 от 26.12.2008 г., № 181 от 30.03.2012 г.
Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 22.12.2011 № 700-ЭЭ "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новосибирской области" департаментом установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новосибирской области с календарной разбивкой согласно приложениям № 1 с 01.01.2012 г. по 30.06.2012 г., № 2 с 01.07.2012 г. по 31.12.2012 г.
Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 30.05.2012 № 106-ЭЭ "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новосибирской области" признан утратившим силу с 1 июля 2012 года Приказ Департамента по тарифам Новосибирской области от 22.12.2011 № 700-ЭЭ и установлены единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новосибирской области с календарной разбивкой, согласно приложениям № 1 - 4 с 01.07.2012 г. Указанные тарифы сформированы департаментом с учетом затрат ОАО "РЭС" на содержание и эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, включенных в ЕНЭС.
Так в приложении № 1 Приказа № 700-ЭЭ ставка за содержание электрических сетей по высокому напряжению (ВН) за период с 01.01.2012 г. по 30.06.2012 г. составила 295 661 руб./МВт*мес, в приложениях № 1 - 4 Приказа № 106-ЭЭ ставка за период с 01.07.2012 г. по 31.12.2012 г. составила 325 979,38 руб/МВт*мес, с 01.01.2013 г. по 30.06.2013 г. - 317 450,38 руб/МВт*мес, с 01.07.2013 г. по 30.12.2013 г. - 345 515,01 руб/МВт*мес, с 01.01.2014 г. по 30.06.2014 г. - 347 083,78 руб/МВт*мес, с 01.07.2013 г. по 31.12.2014 г. - 380 279,13 руб/МВт*мес, с 01.01.2015 г. по 30.06.2015 г. - 385 261,13 руб/МВт*мес, с 01.07.2015 г. по 31.12.2015 г. - 416 645,63 руб/МВт*мес, с 01.01.2016 г. по 30.06.2016 г. - 425 042,63 руб/МВт*мес, с 01.07.2016 г. - 452 735,02 руб/МВт*мес.
Полагая, что в части установленных ставок Приказы департамента противоречат федеральному законодательству, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Поскольку оспариваемыми в части приказами установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новосибирской области для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений в сфере предоставления данных услуг, суд относит указанные приказы к нормативным правовым актам, в связи с чем дело подлежит рассмотрению в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания нормативного правового акта недействующим необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно части 1 статьи 65 и части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт. В свою очередь, заявитель должен доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований.
В Российской Федерации установлено государственное регулирование тарифов на передачу электрической энергии по сетям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон № 35-ФЗ) государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться основные принципы, в числе которых: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
Нормативными правовыми актами Российской Федерации, а именно пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, пунктом 1 статьи 7 Закона № 35-ФЗ, разграничиваются два вида электрических сетей: территориальные распределительные сети; единая национальная (общероссийская) электрическая сеть.
Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств (пункт 1 статьи 7 названного Закона).
Территориальная распределительная сеть - комплекс не входящих в состав единой национальной (общероссийской) электрической сети линий электропередачи и оборудования, используемых для предоставления услуг по передаче электрической энергии, что следует из пункта 2 Правил недискриминационного доступа.
Законодательством Российской Федерации определено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии для каждых из этих двух видов сетей устанавливаются отдельно и разными государственными органами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 332 утверждено положение о Федеральной службе по тарифам России, согласно подпункту 5.3.1.4 раздела II которого к полномочиям ФСТ России отнесено определение цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Таким образом, федеральный регулирующий орган, в частности Федеральная служба по тарифам России, устанавливает тарифы на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, предельные уровни тарифов.
Как следует из материалов дела, электрическая энергия поступает обществу по линиям: ПС 220 кВ Электродная, ВЛ 220 кВ № 249, ВЛ 220 кВ Заря-Электродная с отпайкой на ПС Южная, отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети Приказом Минэнерго от 28.09.2011 № 431.
В соответствии с пунктом 4 Приказа ФСТ РФ от 21.03.2006 № 56-э/1 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети" ФСТ России осуществляет расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые организацией, осуществляющей деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии по ЕНЭС, с использованием принадлежащих ей на праве собственности объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.12.2009 г. № 552-э/2 утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", на долгосрочный период регулирования 2010 - 2014 гг., в том числе в виде ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, для субъектов Российской Федерации, не включенных в перечень, предусмотренный в приложении к Основам ценообразования, в соответствии с Приложением № 2 к настоящему Приказу.
Однако в деле отсутствуют сведения о предоставлении заявителю ОАО "ФСК ЕЭС" услуг по передаче электрической энергии.
Вместе с тем, заявителю предоставлялись услуги по передаче электрической энергии, и, соответственно, должны были им оплачиваться.
В данном случае, воздушные линии электропередач 220 кВ (№ 249) Заря - Электродная с отпайкой на ПС Южная, 220 кВ (№ 250) Заря - Электродная с отпайкой на ПС Южная, посредством которых были оказаны соответствующие услуги, являются собственностью ОАО "Электромагистраль" и эксплуатируются ОАО "РЭС" на основании соответствующих договоров аренды.
В силу пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением сетей, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, направляют в Федеральную службу по тарифам предложения об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, содержащие обоснование объемов и распределения инвестиционных затрат по источникам финансирования, которыми являются доходы от оказания услуг по передаче электрической энергии и доходы от оказания услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Электромагистраль" обратилось в ФСТ России с заявлением на установление тарифа на оказание услуг по передаче электроэнергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, относящихся к ЕНЭС, результатом которого явился Приказ ФСТ России от 17.11.2011 г. № 640-э об открытии дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети ОАО "Электромагистраль" на 2011 г. и 2012 - 2016 гг.
Однако соответствующий тариф до настоящего времени не установлен.
Фактически услуги по передаче электроэнергии оказываются ОАО "РЭС", в том числе, с использованием сетей, отнесенных к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
ОАО "РЭС" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (статья 3 Закона № 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона № 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая единые (котловые) тарифы.
Таким образом, действующие в настоящее время законодательство предусматривают отнесение к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов установление цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая единые (котловые) тарифы.
На основании Постановления Губернатора Новосибирской области от 18.10.2010 № 326 "О департаменте по тарифам Новосибирской области" департамент является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и ценообразования.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 35-ФЗ единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.
Частью 2 статьи 7 названного Закона в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии для собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, установлены ограничения в осуществлении их прав в отношении этих объектов.
В частности, ограничены их права на заключение договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, и определение условий этих договоров; на использование (вывода из эксплуатации) указанных объектов без согласования с организацией по управлению ЕНЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона об электроэнергетике ограниченные права собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, осуществляются организацией по управлению ЕНЭС.
Организацией по управлению ЕНЭС является ОАО "ФСК ЕЭС".
Пунктом 3 статьи 8 Закона № 35-ФЗ предусмотрено, что порядок использования объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, определяется договором, заключаемым организацией по управлению ЕНЭС с собственниками или иными законными владельцами этих объектов.
Цена, определяемая договором, составляет сумму, обеспечивающую возврат собственникам или законным владельцам объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, доходов, получаемых в результате осуществления их прав (определяемых как доход, который эти собственники или иные законные владельцы получили бы в случае самостоятельного осуществления своих прав путем оказания на возмездной договорной основе услуг по передаче электрической энергии) и уменьшенных на сумму текущих расходов на эксплуатацию указанных объектов (в случае, если их эксплуатация осуществляется организацией по управлению ЕНЭС) (пункт 3 статьи 8 Закона).
Пунктом 3 статьи 8 Закона № 35-ФЗ установлена обязанность собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, по заключению с организацией по управлению ЕНЭС договора на использование этих объектов.
Таким образом, обязанности собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, по заключению с организацией по управлению ЕНЭС договора на использование этих объектов корреспондирует соответствующая обязанность организации по управлению ЕНЭС заключить такой договор с собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства, входящего в ЕНЭС.
Исходя из изложенного суд пришел к выводу, что в случае отсутствия заключенного договора, определяющего порядок использования объектов ЕНЭС, ОАО "ФСК ЕЭС" не вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием ЕНЭС.
Как следует из материалов дела, письмом от 09.11.2011 г. № ЭМ-11/74 ОАО "Электромагистраль" предложило ОАО "ФСК ЕЭС" заключить договор о порядке использования принадлежащих ему объектов ЕНЭС, направив соответствующий договор с приложениями.
Однако, до настоящего времени договор о порядке использования объектов электросетевого хозяйства, не заключен.
Доказательств, свидетельствующих о пренебрежительном отношении ОАО "Электромагистраль" к своей обязанности по заключению с организацией по управлению ЕНЭС договора на использование этих объектов, материалы дела не содержат.
Следует отметить, что договор аренды № 7463, на основании которого ОАО "РЭС" осуществляет эксплуатацию, в том числе объектов ЕНЭС, заключен 26.12.2008 г., т.е. до момента издания Приказа Минэнерго РФ от 28.09.2011 № 431.
Исходя из установленных судом фактических обстоятельств по делу, требований статей 3, 7, 8 Закона № 35-ФЗ суд пришел к выводу, что ОАО "РЭС", являясь одновременно территориальной сетевой организацией и владельцем объектов ЕНЭС, осуществляя фактическую эксплуатацию объектов, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием данных объектов до момента заключения с ОАО "ФСК ЕЭС" договора на использование объектов ЕНЭС.
В соответствии с пунктом 79 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 Федеральная служба по тарифам устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением электрических сетей, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями.
Согласно пункту 4 Приказа ФСТ РФ от 21.03.2006 № 56-э/1 в соответствии с настоящими Методическими указаниями осуществляется расчет устанавливаемых Службой в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые организацией, осуществляющей деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии по ЕНЭС (далее - Организацией), с использованием:
- принадлежащих ей на праве собственности объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС;
- принадлежащих иным лицам объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС.
Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС осуществляется Службой на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС.
Исходя из изложенного следует, что условием установления ФСТ России тарифов на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС является наличие заключенных договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов ЕНЭС.
В силу пункта 63 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке, в том числе, цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая единые (котловые) тарифы.
В соответствии со статьей 23.1 Закона № 35-ФЗ тарифы на передачу электроэнергии должны учитывать расходы на содержание и эксплуатацию электросетевых объектов.
Из анализа названных норм суд пришел к выводу, что в случаях оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов ЕНЭС территориальными сетевыми организациями, в отсутствии заключенных с ОАО "ФСК ЕЭС" договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов ЕНЭС, тарифы на услуги по передаче электрической энергии с учетом экономически обоснованных расходов территориальной сетевой организацией на эксплуатацию данных объектов ЕНЭС устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.
ОАО "РЭС" является "держателем котла" на территории Новосибирской области и в отношении данной сетевой организации в соответствии Законом № 35-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, Приказом департамента от 22.12.2011 № 700-ЭЭ были установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новосибирской области на 2012 год.
В связи с вступлением в силу Постановления Правительства от 29.12.2011 № 1178 департаментом был издан Приказ от 30.05.2012 № 106-ЭЭ, в соответствии с которым признан утратившим силу с 1 июля 2012 года Приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 22.12.2011 № 700-ЭЭ, установлены единые (котловые) тарифы на долгосрочный период регулирования с 01.7.2012 г. по 31.12.2016 г.
Тарифы, установленные Приказом № 106-ЭЭ, приняты с применением метода доходности инвестированного капитала с соблюдением положений пункта 4 Постановления Правительства от 29.12.2011 № 1178 о согласовании долгосрочных параметров регулирования с Федеральной службой по тарифам.
Приказом ФСТ России от 29.05.2012 № 128-э/2 Федеральной службой по тарифам были согласованы Департаменту по тарифам Новосибирской области долгосрочные параметры регулирования деятельности ОАО "РЭС", в отношении которого применяется метод доходности инвестированного капитала, до 2017 года, и установлены Приказом департамента от 30.05.2012 г. № 105-ЭЭ.
Доводы заявителя о том, что департаментом были неправомерно завышены тарифы, относительно тарифов, установленных Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.12.2009 г. № 552-э/2, не принимаются судом во внимание, поскольку, как указано выше, данным приказом утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы". Тогда как в данном случае услуги оказываются территориальной сетевой организацией.
На основании изложенного суд пришел к выводу о соответствии оспариваемых нормативных актов требованиям Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми в части приказами, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 02.07.2013 г. до 09.07.2012 г.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 192, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
Признать Приказ Департамента по тарифам по Новосибирской области от 22.12.2011 № 700-ЭЭ "Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новосибирской области", в части установленных Приложениями 1, 2 к Приказу ставок по уровню высокого напряжения (ВН), Приказ Департамента по тарифам по Новосибирской области от 30.05.2012 № 106-ЭЭ "Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Новосибирской области", в части установленных Приложениями 1, 2, 3, 4 к Приказу ставок по уровню высокого напряжения (ВН) соответствующими требованиям Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
Т.В.АБАИМОВА

Судьи
Г.М.ЕМЕЛЬЯНОВА
А.В.ХОРОШИЛОВ


------------------------------------------------------------------