Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Новосибирского областного суда от 30.08.2013 по делу N 3-72/2013 <Об отказе в удовлетворении требований о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Новосибирской области от 23.04.2013 N 180-п "Об установлении Порядка назначения и предоставления социальной помощи на территории Новосибирской области">



НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 августа 2013 г. по делу № 3-72/2013

Новосибирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Решетниковой Т.М.
при секретаре Ш.О.С.
с участием:
прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Козловой М.В.
представителей Правительства Новосибирской области К.Т.М., Г.А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Новосибирской области о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Новосибирской области от 23 апреля 2013 г. № 180-п "Об установлении Порядка назначения и предоставления социальной помощи на территории Новосибирской области",

установил:

Правительством Новосибирской области 23 апреля 2013 г. принято постановление № 180-п "Об установлении Порядка назначения и предоставления социальной помощи на территории Новосибирской области" (л.д. 6-8).
Постановление было опубликовано в газете "Советская Сибирь" № 81 от 7 мая 2013 г. (л.д. 5).
Согласно пункта 1 Порядка, настоящий Порядок назначения и предоставления социальной помощи на территории Новосибирской области разработан в соответствии с Законом Новосибирской области от 5 декабря 1995 г. № 29-ОЗ "О социальной помощи на территории Новосибирской области" и определяет процедуру назначения и предоставления социальной помощи на территории Новосибирской области.
Подпункт 3 пункта 5 Порядка определяет, что к заявлению об оказании социальной помощи прилагаются документы о доходах всех совместно проживающих с гражданином и ведущих общее хозяйство лиц за последние 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения. В случае, если данным документом является справка о подтверждении получения пенсии, выданная территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации или иным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, то она представляется заявителем по собственной инициативе.
Пункт 15 Порядка устанавливает, что решение о назначении или об отказе в назначении социальной помощи принимается министерством (отделом) в течение 30 календарных дней со дня регистрации заявления, поданного гражданином, о чем он уведомляется в указанный срок. При необходимости дополнительной проверки представленных документов (при сомнении в их подлинности или недостоверности представленной в них информации) и подтверждения оснований для назначения социальной помощи срок принятия решения может быть продлен на 30 календарных дней, о чем заявитель уведомляется с указанием причин и срока принятия решения. В случае отсутствия права, представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений министерство (отдел) отказывает заявителю в назначении социальной помощи.
Прокурор Новосибирской области обратился в суд с заявлением о признании:
- подпункта 3 пункта 5 Порядка назначения и предоставления социальной помощи на территории Новосибирской области в части слов "за последние 6 месяцев" противоречащим статьи 4 Федерального закона от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одинокого проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи";
- пункта 15 Порядка назначения и предоставления социальной помощи на территории Новосибирской области в части слов "в течение 30 календарных дней" и "может быть продлен на 30 календарных дней", противоречащим части 3 статьи 8 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
В обосновании доводов прокурор указал в заявлении, что оспариваемые положения Порядка ухудшают положение граждан жителей Новосибирской области, которые обратились за социальной помощью, по отношению к положениям, которые установлены Федеральными законами "О государственной социальной помощи", что уведомление о назначении социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено заявителю органом социальной защиты населения не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и предоставления им необходимых документов; при необходимости дополнительной проверки предоставленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) орган социальной защиты должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки; окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления, и "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одинокого проживающего гражданина для признания малоимущим и оказания им государственной социальной помощи", который устанавливает, что расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи и одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.
При рассмотрении дела прокурор, участвующий в рассмотрении заявления, доводы заявления поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Новосибирской области представил в суд возражения по заявленным требованиям, полагают, положения подпункта 3 пункта 5 Порядка не противоречат положениям статьи 4 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одинокого проживающего гражданина для признания их малоимущими оказания им государственной социальной помощи", поскольку Федеральный закон № 44-ФЗ устанавливает порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания малоимущим и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Оспариваемый в части Порядок принят в соответствии с Законом Новосибирской области от 5 декабря 1995 г. № 29-ОЗ "О социальной помощи на территории Новосибирской области", который принят не во исполнение Федеральных законов № 178-ФЗ и № 44-ФЗ и исполнительный орган Новосибирской области вправе установить период, за который будет проводиться исчисление среднедушевого дохода для оказания социальной помощи в соответствии с региональным законодательством. При этом шестимесячный период исчисления среднедушевого дохода для оказания социальной помощи также применяется при предоставлении малоимущим гражданам иных социальных выплат, зависящих от дохода: субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пункт 32 Правил предоставления субсидий на оплату жилых помещений и жилищно-коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2005 г. № 761); ежемесячного пособия на ребенка (подпункт 4 пункта 2 Порядка предоставления ежемесячного пособия на ребенка в Новосибирской области, утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2012 г. № 145-п).
Закон Новосибирской области "О социальной помощи на территории Новосибирской области", в соответствии с которым утвержден оспариваемый Порядок, и Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" направлены на оказание социальной помощи разным категориям граждан и предусматривают различные виды социальной помощи. Закон Новосибирской области № 29-ОЗ устанавливает дополнительные меры социальном помощи, принятые субъектом Российской Федерации - Новосибирской областью до вступления в силу Федерального закона № 178-ФЗ, за счет средств бюджета Новосибирской области, и положения пункта 15 Порядка не противоречит положениям части 3 статьи 8 Федерального закона № 178-ФЗ. Сроки принятия решения по заявлению "в течение 30 календарных дней" с возможностью продления проверки документов "до 30 календарных дней" соответствуют требованиям Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" (л.д. 13-16).
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Козловой М.В., поддержавшей доводы заявления, возражения представителей Правительства Новосибирской области К.Т.М., Г.А.А. суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 5 статьи 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих данное право.
Оспариваемый прокурором Новосибирской области в части Порядок назначения и предоставления социальной помощи на территории Новосибирской области принят в соответствии с Законом Новосибирской области от 5 декабря 1995 г. № 29-ОЗ "О социальной помощи на территории Новосибирской области".
Закон Новосибирской области от 5 декабря 1995 г. № 29-ОЗ "О социальной помощи на территории Новосибирской области" регулирует отношения в сфере оказания социальной помощи на территории Новосибирской области малоимущим семьям, малоимущим гражданам, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации (преамбула).
Для целей Закона Новосибирской области № 29-ОЗ понятие социальная помощь включает предоставление малоимущим семьям, малоимущим гражданам, а также гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, натуральной помощи (продукты питания, одежда, обувь и другие виды натуральной помощи) и (или) помощи в виде денежных средств; граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - граждане, оказавшиеся в ситуации, объективно нарушающей их жизнедеятельность, которую они не могут преодолеть самостоятельно, в том числе в случае: утраты жизненно необходимого имущества в результате пожара, стихийного бедствия или иных обстоятельств; причинения вреда в результате техногенных аварий и катастроф; необходимости оплаты дорогостоящих лекарственных препаратов, медицинских услуг и видов лечения при заболеваниях и увечьях; необходимости сопровождения больного к месту лечения и обратно, а также необходимости оплаты за проживание в период лечения; необходимости обеспечения пожаробезопасности жилья; малоимущие семьи и малоимущие граждане - семьи и одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Новосибирской области на день обращения за социальной помощью (статья 2 Закона).
Финансирование расходных обязательств по оказанию социальной помощи, установленной Законом Новосибирской области № 29-ОЗ, осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области (статья 13 Закона № 29-ОЗ).
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", на несоответствии которому ссылается прокурор в заявлении, устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В понятие государственная социальная помощь включено предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (статья 1 Закона).
Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одинокого проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" устанавливает порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода в соответствии с Федеральными законами от 17 июля 1999 г. № 199-ФЗ "О государственной социальной помощи" и от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Сопоставив предметы регулирования Федерального закона № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и Закона Новосибирской области № 29-ОЗ "О социальной помощи на территории Новосибирской области", суд приходит к выводу, что Закон Новосибирской области № 29-ОЗ принят органом государственной власти Новосибирской области в виде дополнительной меры социальной помощи категориям граждан, указанным в настоящем Законе, вне зависимости от положений Федерального закона № 178-ФЗ, который в отношении малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан устанавливает предоставление социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Финансирование расходных обязательств по Закону Новосибирской области № 29-ОЗ осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области, что также урегулировано абзацем 2 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятие законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Принимая во внимание, что оспариваемые прокурором положения Порядка приняты для определения процедуры назначения и предоставления социальной помощи на территории Новосибирской области в соответствии с Законом Новосибирской области № 29-ОЗ, оснований считать, что подпункт 3 пункта 5 Порядка назначения и предоставления социальной помощи на территории Новосибирской области в части слов "за последние 6 месяцев" противоречит статьи 4 Федерального закона от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одинокого проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и пункт 15 Порядка в части слов "в течение 30 календарных дней" и "может быть продлен на 30 календарных дней" противоречит части 3 статьи 8 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", не имеется так как орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет собственных средств устанавливать дополнительные виды социальной помощи, порядок и сроки рассмотрения заявлений о предоставлении дополнительной социальной помощи, а также период, за который будет производиться исчисление среднедушевого дохода для оказания социальной помощи в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, принятым в виде дополнительной меры социальной помощи за счет средств субъекта.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Суд считает, что оспариваемый Порядка назначения и предоставления социальной помощи на территории Новосибирской области, утвержденный постановлением Правительства Новосибирской области от 23 апреля 2013 г. № 180-п издан в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает права граждан на получение дополнительной социальной помощи.
Руководствуясь статьями 194 - 198, частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

отказать в удовлетворении заявления прокурора Новосибирской области о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Новосибирской области от 23 апреля 2013 г. № 180-п "Об установлении Порядка назначения и предоставления социальной помощи на территории Новосибирской области". Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья
Новосибирского областного суда
Т.М.РЕШЕТНИКОВА

Решение в окончательной форме изготовлено 2 сентября 2013 г.


------------------------------------------------------------------