Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление администрации города Бердска от 08.11.2013 N 4368 "Об утверждении Порядка проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕРДСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2013 г. № 4368

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПО МЕСТНЫМ НАЛОГАМ

В целях установления единого подхода при рассмотрении предложений о предоставлении налогоплательщикам налоговых льгот и повышения эффективности предоставляемых налоговых льгот по местным налогам, руководствуясь Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановляю:
1. Установить обязательность проведения оценки предоставляемых и планируемых к предоставлению налоговых льгот по местным налогам на предмет их эффективности.
2. Утвердить прилагаемый Порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам.
3. Установить запрет на внесение в Совет депутатов города Бердска проектов решений, предусматривающих предоставление и пролонгацию налоговых льгот по местным налогам, без расчетов их эффективности или низкой оценке их эффективности, произведенных в соответствии с утвержденным Порядком.
4. Установить, что органом местного самоуправления, уполномоченным проводить оценку эффективности налоговых льгот по местным налогам, является управление экономического развития администрации города Бердска.
5. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

И.о. Главы муниципального образования
А.Г.МИХАЙЛОВ





Приложение
к постановлению
администрации города Бердска
от 08.11.2013 № 4368

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПО МЕСТНЫМ НАЛОГАМ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Оценка эффективности налоговых льгот по местным налогам производится в целях оптимизации перечня действующих налоговых льгот и их соответствия общественным интересам, повышения точности прогнозирования результатов предоставления налоговых льгот, обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления финансовой поддержки в форме налоговых льгот, сокращения потерь бюджета города Бердска.
2. Порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам (далее - Порядок) определяет объекты предстоящей оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам, условия предоставления налоговых льгот, перечень и последовательность действий при проведении оценки эффективности налоговых льгот, а также требования к применению результатов оценки. Применение настоящего Порядка позволяет обеспечить регулярную оценку планируемых и фактических результатов предоставления налоговых льгот.
3. Настоящий Порядок распространяется на предоставленные решениями Совета депутатов города Бердска, а также планируемые к предоставлению налоговые льготы по местным налогам (далее - налоговые льготы).
4. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия и термины:
налоговая льгота - предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков преимущество по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере;
сумма налоговых льгот - сумма налогов, исчисленная от налоговой базы, но не уплачиваемая налогоплательщиком в бюджет на основании нормативно-правовых актов Совета депутатов города Бердска;
категория налогоплательщиков - группа налогоплательщиков, осуществляющих определенный вид деятельности. Под видом осуществляемой налогоплательщиком деятельности в целях применения льгот понимается основной вид деятельности, соответствующий присвоенному в установленном порядке коду Общероссийского классификатора видов экономической деятельности и по которому объем реализованной продукции (товаров, услуг) составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема реализации;
оценка эффективности - процедура сопоставления результатов предоставления налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков в разрезе видов деятельности;
бюджетная эффективность - оценка результата хозяйственной деятельности категорий налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы, с точки зрения влияния на доходы и расходы бюджета города;
экономическая эффективность - оценка показателей, отражающих динамику производственных и финансовых результатов деятельности тех категорий налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы, и (или) подтверждающих создание благоприятных условий развития социальной инфраструктуры и бизнеса;
социальная эффективность - социальные последствия предоставления налоговых льгот, выражающиеся в изменении уровня и качества жизни населения и включающие в себя общественную значимость и общественную полезность производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.
В отдельных случаях социальная эффективность может равняться сумме экономии бюджетных средств на прямое финансирование выполнения категориями налогоплательщиков социальных задач, трансфертные издержки или выделение средств на поддержку социально незащищенных категорий граждан.
Иные понятия и термины используются в значениях, определяемых Налоговым кодексом Российской Федерации.

II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ


2. Установление налоговых льгот осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:
а) налоговые льготы устанавливаются в пределах полномочий органов местного самоуправления, установленных федеральным законодательством;
б) налоговые льготы устанавливаются в порядке и на условиях, определяемых Налоговым кодексом Российской Федерации.
2. Основными целями предоставления налоговых льгот являются:
а) обеспечение экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в расширении приоритетных для города видов хозяйственной деятельности;
б) стимулирование использования финансовых ресурсов, направляемых на создание, расширение и обновление производств и технологий по выпуску необходимой городу продукции (товаров, услуг) и реализацию программ социально-экономического развития городского округа;
в) создание необходимых экономических условий для развития инвестиционной и инновационной деятельности в городе;
г) создание благоприятных экономических условий для деятельности организаций, применяющих труд социально незащищенных категорий граждан;
д) оказание экономической поддержки организациям в решении приоритетных для города социальных задач;
е) оказание поддержки социально незащищенным категориям граждан.

III. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ И УСЛОВИЯ ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

1. Налогоплательщикам могут устанавливаться следующие виды налоговых льгот:
а) освобождение от уплаты налога (полное или частичное);
б) утверждение дифференцированных ставок налога, снижение ставок налога;
в) установление размера не облагаемой налогом суммы.
2. Налоговые льготы предоставляются в пределах сумм, подлежащих зачислению в бюджет города.
3. Налогоплательщики могут отказаться от использования налоговой льготы. Отказ от использования осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика, представляемого в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика.
При этом не использованные в текущем налоговом периоде налоговые льготы не подлежат переносу на иные налоговые периоды, зачету в счет предстоящих платежей по налогам или возмещению за счет средств бюджета города.
4. В целях обеспечения эффективности предоставления налоговых льгот и их соответствия общественным интересам запрещается предоставление налоговых льгот при низкой оценке бюджетной и социальной эффективности. При выявлении фактов низкой эффективности налоговых льгот налоговые льготы не предоставляются, а предоставленные подлежат отмене.

IV. ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

1. Объектом предстоящей оценки является бюджетная и социальная эффективность от предоставления налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
2. Оценка производится отделом мобилизации и регулирования собственных доходов бюджета управления экономического развития администрации города Бердска (далее - отдел мобилизации доходов) в разрезе отдельно взятых видов местных налогов в отношении каждой из предоставленных льгот и по каждой категории их получателей.
3. Оценка эффективности налоговых льгот производится в следующие сроки:
а) по планируемым к предоставлению налоговым льготам - в течение месяца со дня поступления предложений о предоставлении налоговых льгот;
б) по предоставленным налоговым льготам - по результатам отчетного финансового года - в срок до 1 сентября года, следующего за отчетным.
4. Источником информации для расчетов оценки эффективности налоговых льгот служат данные налоговой отчетности, а также иная достоверная информация, предоставляемая органом статистики и финансовым управлением, и иные виды информации, включая данные, предоставляемые получателями налоговых льгот или претендующими на их получение по запросу отдела мобилизации доходов.
5. При проведении оценки эффективности налоговых льгот отделом мобилизации доходов при необходимости используются следующие показатели:
а) налогооблагаемая база по соответствующему налогу;
б) ставка налога;
в) фонд оплаты труда;
г) среднемесячная заработная плата;
д) задолженность по заработной плате;
е) сумма начисленных налогов в бюджет городского округа;
ж) сумма уплаченных налогов в бюджет городского округа;
з) норматив зачисления налога бюджет городского округа;
и) сумма задолженности по уплате налогов в бюджет городского округа;
к) среднесписочная численность работников налогоплательщика;
л) расходы налогоплательщика на повышение квалификации (обучение) персонала;
м) расходы налогоплательщика на социальные проекты;
н) расходы на благотворительность;
о) среднегодовой индекс потребительских цен в отчетном году;
п) иные показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика.
6. Оценка эффективности налоговых льгот производится в три этапа.
На первом этапе производится инвентаризация предоставленных в соответствии с решениями Совета депутатов города Бердска налоговых льгот.
По результатам инвентаризации составляется реестр предоставленных налоговых льгот. Ведение реестра осуществляется по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
При предоставлении новых налоговых льгот по местным налогам, отмене льгот или изменении содержания льготы в реестр вносятся соответствующие поправки.
7. На втором этапе определяются выпадающие доходы (суммы недополученных доходов) бюджета города, обусловленные предоставлением налоговых льгот.
Оценка потерь производится по следующим формулам:
а) в случае, если предоставление льготы заключается в освобождении от налогообложения части базы налога:

ПБл = Сснб x НС,

ПБл - выпадающие доходы за счет налоговой льготы в отчетном году;
Сснб - сумма (размер) сокращения базы налога по причине предоставления льгот;
НС - действующая в период предоставления льгот ставка налога;
б) в случае, если предоставление льготы заключается в обложении части базы налога по пониженной налоговой ставке:

ПБл = БНл x (НСб - НСл),

ПБл - выпадающие доходы за счет налоговой льготы в отчетном году;
БНл - размер базы налога, на которую распространяется действие льготной ставки;
НСб - действующая (предполагаемая) в период предоставления льгот базовая ставка налога;
НСл - льготная ставка налога.
Сумма (размер) сокращения базы налога по причине предоставления льгот (Сснб) представляет собой:
а) по земельному налогу - кадастровую стоимость земельных участков, освобождаемых от налогообложения, облагаемых по более низкой налоговой ставке;
б) по налогу на имущество физических лиц - инвентаризационную стоимость строений, помещений и сооружений, освобождаемых от налогообложения или облагаемых по более низкой налоговой ставке.
Расчет потерь бюджета при использовании налоговых льгот осуществляется по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
8. На третьем этапе производится оценка бюджетной и социальной эффективности предоставления налоговых льгот.
а) Бюджетная эффективность налоговых льгот оценивается по коэффициенту бюджетной эффективности, рассчитанному на основе следующих количественных показателей:
- объем поступлений налогов и иных платежей в бюджет города;
- объем налоговых льгот.
Бюджетная эффективность налоговых и иных льгот для налогоплательщиков - юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и индивидуальных предпринимателей выражается через прирост дополнительных доходов бюджета, обеспеченных за счет использования высвобождаемых финансовых ресурсов для расширения и обновления производств и технологий с целью увеличения объемов выпуска продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, получения дополнительной прибыли. Для учреждений, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий на выполнение муниципального задания, также бюджетных ассигнований из бюджета города на обеспечение выполнения функций учреждений бюджетная эффективность рассматривается как аналог бюджетного финансирования, поступающего в распоряжение налогоплательщика. Положительным эффектом от предоставления льгот данной категории плательщиков является экономия бюджетных средств.
Расчет коэффициента бюджетной эффективности налоговых льгот осуществляется по формуле:



где:
Кбэ - коэффициент бюджетной эффективности;
- изменение объема налоговых поступлений в бюджет города по i виду налога за отчетный год;
ПБл - выпадающие доходы за счет налоговой льготы в отчетном году;



где:
- объем налоговых платежей в бюджет городского округа по i виду налога в отчетном году;
- объем налоговых платежей в бюджет городского округа по i виду налога в году, предшествующем отчетному;
ИПЦ - среднегодовой индекс потребительских цен в отчетном году.
Для оценки по данному критерию эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот используются прогнозные показатели динамики налоговых платежей в бюджет города.
Расчет коэффициента бюджетной эффективности налоговых льгот для юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, индивидуальных предпринимателей, а также для организаций, имеющих сметное бюджетное финансирование, за исключением органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, полностью или частично финансируемых за счет средств местного бюджета, производится по каждому налогоплательщику отдельно и по категории налогоплательщиков по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку.
б) Социальная эффективность налоговой льготы определяется на основании коэффициента социальной эффективности и отражает динамику следующих социально-экономических показателей налогоплательщиков:
а) средней заработной платы;
б) среднесписочной численности работников налогоплательщика;
в) расходов на обучение, переподготовку, повышение квалификации персонала в расчете на одного работника;
г) суммы отчислений на социальные проекты в расчете на одного работника;
д) суммы средств, направленных налогоплательщиками на благотворительность в расчете на одного работника.
Коэффициент социальной эффективности налоговой льготы рассчитывается по формуле:



где:
Ксэ - коэффициент социальной эффективности налоговой льготы;
- сумма прироста значений вышеуказанных социально-экономических показателей;
ПБл - сумма потерь бюджета городского округа от предоставления налоговой льготы;
Е - среднесписочная численность работников налогоплательщика.
Расчет коэффициента социальной эффективности производится по каждому налогоплательщику отдельно и по категории налогоплательщиков по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку.
9. Для категорий налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся предпринимателями, налоговые льготы которым предоставляются в целях поддержки социально незащищенных слоев населения, оценка социальной эффективности налоговых льгот производится по коэффициенту изменения покупательной способности, рассчитываемому по формуле:



где:
- коэффициент изменения покупательской способности;
- сумма налоговой льготы в расчете на одного налогоплательщика в среднем за месяц в оцениваемом периоде;
- сумма налоговой льготы в расчете на одного налогоплательщика в среднем за месяц в периоде, предшествующем оцениваемому;
- величина прожиточного минимума в расчете на душу населения за оцениваемый период;
- величина прожиточного минимума в расчете на душу населения за период, предшествующий оцениваемому.
Сумма налоговой льготы в расчете на одного плательщика в среднем за месяц рассчитывается по формуле:



где:
- объем налоговых льгот, предоставленных категории налогоплательщиков в оцениваемом периоде;
- численность налогоплательщиков за оцениваемый период.
Расчет коэффициента социальной эффективности для категорий налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся предпринимателями, производится в целом по категории налогоплательщиков по форме согласно приложению 5 к настоящему Порядку.
При значении коэффициента изменения покупательской способности (Кпс) больше либо равном 0,60 налоговая льгота считается эффективной. При значении Кпс менее 0,60 эффективность налоговой льготы признается низкой.
10. Для учреждений, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет субсидий на выполнение муниципальных заданий и (или) иных субсидий бюджета города Бердска, а также за счет бюджетных ассигнований из бюджета города Бердска на обеспечение выполнения функций учреждения, коэффициент бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот считается равным единице.
11. Для всех остальных категорий налогоплательщиков обобщающий коэффициент бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот рассчитывается по формуле:



где:
- коэффициент бюджетной эффективности налоговых льгот;
- коэффициент социальной эффективности налоговых льгот.
Налоговая льгота считается эффективной, если значение КБСЭ больше либо равно 0,80. В случае если значение указанного показателя меньше 0,80, эффективность налоговой льготы признается низкой.
12. Сводная оценка эффективности предоставления налоговых льгот осуществляется по форме согласно приложению 6 к настоящему Порядку.
13. Оценка потерь бюджета городского округа от предоставления налоговых льгот, бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот, планируемых к предоставлению, осуществляется на срок не менее трех лет.

V. ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

1. В сроки, установленные пунктом 3 раздела IV настоящего Порядка, отделом мобилизации доходов по результатам проведения оценки составляется аналитическая записка.
2. Аналитическая записка по результатам оценки эффективности налоговых льгот за истекший финансовый год должна содержать:
а) перечень предоставленных на территории города налоговых льгот по местным налогам;
б) информацию о потерях бюджета городского округа (планируемых и фактических) по причине предоставления льгот;
в) сведения о бюджетной и социальной эффективности действующих налоговых льгот;
г) предложения по сохранению, корректировке или отмене налоговых льгот в зависимости от результатов оценки эффективности.
3. Аналитическая записка по результатам оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот должна содержать:
а) полную информацию о прогнозируемых потерях бюджета города в случае принятия решения о предоставлении льгот;
б) прогноз бюджетной и социальной эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот;
в) предложения о предоставлении налоговых льгот или об отказе в предоставлении налоговых льгот.
4. Результаты оценки эффективности налоговых льгот используются для:
а) разработки бюджета города на очередной финансовый год и плановый период;
б) своевременного принятия мер по отмене неэффективных налоговых льгот;
в) разработки предложений по совершенствованию мер поддержки отдельных категорий налогоплательщиков;
г) введения новых видов налоговых льгот (внесения изменений в предоставленные налоговые льготы).
5. Отдел мобилизации доходов бюджета в срок до 15 сентября года, следующего за отчетным, информирует о результатах проведения оценки эффективности налоговых льгот Совет депутатов города Бердска и управление финансов и налоговой политики администрации города Бердска.





Приложение 1
к Порядку
проведения оценки
эффективности налоговых
льгот по местным налогам

Реестр предоставленных налоговых льгот по состоянию
на "____" __________ 201__ года


№ Вид Содержание льготы Наименование Категория Нормативный
п/п налога налогоплательщика получателя правовой акт

1 2 3 4 5 6












Приложение 2
к Порядку
проведения оценки
эффективности налоговых
льгот по местным налогам

Расчет потерь бюджета города Бердска
при использовании налоговых льгот по состоянию на
"____" ____________ 201__ г.

Вид налога _________________________________________________
Содержание налоговой льготы ________________________________
Категория получателей льготы _______________________________
Наименование налогоплательщика, ИНН ________________________


№ Показатель Значения Примечание
п/п показателя

1 2 3 4

1. Налоговая база по налогу за период с
начала года, тыс. руб.

2. Размер сокращения налоговой базы по При освобождении от
налогу за период с начала года, налогообложения части
тыс. руб. базы налога

3. Базовая ставка налога, зачисляемого
в бюджет города, %

4. Льготная ставка налога, зачисляемого При применении
в бюджет города, % пониженной ставки
налога

5. Выпадающие доходы за счет налоговой
льготы в отчетном году, тыс. руб.






Приложение 3
к Порядку
проведения оценки
эффективности налоговых
льгот по местным налогам

Расчет бюджетной эффективности предоставления налоговых
льгот по состоянию на "____" ____________ 201__ г.

Вид налога _________________________________________________
Содержание налоговой льготы ________________________________
Категория получателей льготы _______________________________
Наименование налогоплательщика, ИНН ________________________


№ Показатель Значения
п/п показателя

1 2 3

1. Объем налоговых платежей в местный бюджет в отчетном году,
тыс. руб.

2. Объем налоговых платежей в местный бюджет за год,
предшествующий отчетному, тыс. руб.

3. Изменение объема налоговых поступлений в местный бюджет за
отчетный год, тыс. руб.

4. Среднегодовой индекс потребительских цен в отчетном году,
%

5. Выпадающие доходы за счет налоговой льготы в отчетном
году, тыс. руб.

6. Коэффициент бюджетной эффективности






Приложение 4
к Порядку
проведения оценки
эффективности налоговых
льгот по местным налогам

Расчет социальной эффективности предоставления
налоговых льгот по состоянию на "____" ____________ 201__ г.

Вид налога _________________________________________________
Содержание налоговой льготы ________________________________
Категория получателей льготы _______________________________
Количество получателей льготы_______________________________


№ Показатель Значения
п/п показателя

1 2 3

1. Прирост средней заработной платы, тыс. руб.

2. Прирост расходов на обучение, переподготовку, повышение
квалификации персонала, тыс. руб.

3. Прирост суммы отчислений на социальные проекты, тыс. руб.

4. Прирост суммы средств, направленных налогоплательщиком на
благотворительность, тыс. руб.

5. Среднесписочная численность работников налогоплательщика,
чел.

------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
------------------------------------------------------------------
5. Выпадающие доходы за счет налоговой льготы в отчетном
году, тыс. руб.

6. Коэффициент социальной эффективности






Приложение 5
к Порядку
проведения оценки
эффективности налоговых
льгот по местным налогам

Расчет социальной эффективности предоставления
налоговых льгот налогоплательщикам - физическим лицам,
не являющимся предпринимателями, по состоянию
на "____" ____________ 201__ г.

Вид налога _________________________________________________
Содержание налоговой льготы ________________________________


№ Показатель Значения
п/п показателя

1 2 3

1. Объем налоговых льгот, предоставленных в оцениваемом
периоде, руб.

2. Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения
в оцениваемом периоде, руб.

3. Численность налогоплательщиков, заявившихся на льготу в
оцениваемом периоде, чел.

4. Объем налоговых льгот, предоставленных за период,
предшествующий оцениваемому, руб.

5. Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения
в периоде, предшествующем оцениваемому, руб.

6. Численность налогоплательщиков, заявившихся на льготу в
периоде, предшествующем оцениваемому, чел.

7. Коэффициент социальной эффективности налоговой льготы
(коэффициент изменения покупательной способности)






Приложение 6
к Порядку
проведения оценки
эффективности налоговых
льгот по местным налогам

Сводная оценка эффективности предоставления
налоговых льгот по состоянию на "____" ____________ 201__ г.

Вид налога _________________________________________________
Содержание налоговой льготы ________________________________
Категория получателей льготы _______________________________
Наименование налогоплательщика, ИНН ________________________


№ Показатель Значения
п/п показателя

1 2 3

1. Сумма предоставленной налоговой льготы, тыс. руб.

2. Коэффициент бюджетной эффективности налоговой льготы

3. Коэффициент социальной эффективности налоговой льготы

4. Обобщающий коэффициент бюджетной и (или) социальной
эффективности налоговой льготы



------------------------------------------------------------------