Типы документов

Реклама

Партнеры

Приказ Минобрнауки Новосибирской области N 2222, Минтранса Новосибирской области N 180 от 27.09.2013 "О рекомендациях по организации бесплатных перевозок обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Новосибирской области, с участием специализированных автотранспортных предприятий"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
№ 2222

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
№ 180

ПРИКАЗ
от 27 сентября 2013 года

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БЕСПЛАТНЫХ ПЕРЕВОЗОК
ОБУЧАЮЩИХСЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,
РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ, С
УЧАСТИЕМ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В целях повышения безопасности бесплатных перевозок обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Новосибирской области, между поселениями, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и на основании протокола комиссии при Правительстве Новосибирской области по обеспечению безопасности дорожного движения от 29.08.2013 № 3, приказываем:
1. Утвердить прилагаемые рекомендации по организации бесплатных перевозок обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Новосибирской области, с участием специализированных автотранспортных предприятий (далее - рекомендации), разработанные рабочей группой министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области и министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области.
2. Рекомендовать главам муниципальных районов и городских округов Новосибирской области обеспечить организацию бесплатных перевозок обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Новосибирской области, с участием специализированных автотранспортных предприятий, в соответствии с рекомендациями, утвержденными пунктом 1 настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа, в соответствии с компетенцией, оставляем за собой.

Министр образования,
науки и инновационной политики
Новосибирской области
В.А.НИКОНОВ

Министр транспорта
и дорожного хозяйства
Новосибирской области
С.М.ТИТОВ





Утверждены
приказом
Минобрнауки
Новосибирской области
и Минтранса
Новосибирской области
от 27.09.2013 № 2222/180

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ БЕСПЛАТНЫХ ПЕРЕВОЗОК ОБУЧАЮЩИХСЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ
НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ, С УЧАСТИЕМ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1. Общие положения

Настоящие рекомендации разработаны в целях организации учредителями муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Новосибирской области (далее - общеобразовательные учреждения), бесплатной перевозки обучающихся общеобразовательных учреждений между поселениями и в соответствии со статьей 40 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Рекомендации разработаны для использования при разработке нормативных правовых актов органов местного самоуправления и локальных актов общеобразовательных учреждений, регулирующих взаимоотношения органов местного самоуправления, предприятий, организаций и общеобразовательных учреждений, участвующих в организации и осуществлении перевозок обучающихся общеобразовательных учреждений к местам обучения и обратно, а также перевозок детских коллективов.
Рекомендации определяют основные подходы к использованию школьных автобусов, задействованных в перевозке обучающихся общеобразовательных учреждений, обязанности участников перевозки обучающихся по обеспечению прав и законных интересов обучающихся и их родителей, обеспечению безопасности перевозки организованных групп детей, соблюдению санитарно-эпидемиологических правил и иных нормативов.
В настоящих рекомендациях используются следующие основные понятия:
школьные перевозки - организованные бесплатные перевозки детей и обучающихся, не относящиеся к перевозкам по маршрутам регулярного сообщения транспортом общего пользования (доставка обучающихся в общеобразовательные учреждения, развоз по окончании занятий, специальные перевозки групп обучающихся при организации экскурсионных, развлекательных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий);
школьные автобусы - автобусы, отвечающие требованиям ГОСТа Р 51160-98, предназначенные для осуществления регулярных перевозок обучающихся к местам обучения и обратно и для подвоза обучающихся на внешкольные мероприятия (конкурсы, олимпиады, выставки), районные и областные культурно-массовые и спортивные мероприятия.
Заказчик - общеобразовательное учреждение, администрация муниципального района, городского округа либо уполномоченные ими органы или организации.
Исполнитель - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, выполняющий услугу по перевозке обучающихся по заявке Заказчика.

2. Основные подходы к организации перевозок обучающихся
общеобразовательных учреждений с участием специализированных
автотранспортных предприятий

В связи с отсутствием у большинства общеобразовательных учреждений необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базы, позволяющей обеспечить безопасность дорожного движения при осуществлении школьных перевозок, органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Новосибирской области рекомендуется:
1) осуществить передачу имеющихся у общеобразовательных учреждений школьных автобусов специализированным автотранспортным организациям, имеющим соответствующие лицензии;
2) для решения названной задачи изъять школьные автобусы из общеобразовательных учреждений в муниципальную казну путем издания соответствующего распоряжения администрации муниципального района (городского округа) Новосибирской области;
3) администрации муниципального района (городского округа) либо уполномоченному ею органу или организации размещать муниципальный заказ и заключать муниципальный контракт (договор) на оказание услуг по обеспечению перевозки обучающихся общеобразовательных учреждений к местам обучения, эксплуатации, хранению, техническому обслуживанию и ремонту школьных автобусов.
В конкурсе на право выполнения муниципального заказа могут участвовать юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление пассажирских перевозок, уведомление о начале осуществления данного вида деятельности и необходимую материально-техническую базу (далее - специализированные автотранспортные предприятия).
Передача школьных автобусов в ведение специализированных автотранспортных предприятий осуществляется в целях обеспечения безопасности перевозок обучающихся к местам обучения в общеобразовательных учреждениях, использования имеющейся в распоряжении специализированных автотранспортных предприятий материально-технической базы для осуществления технического контроля и обслуживания транспортных средств, проведения планового и капитального ремонтов школьных автобусов, осуществления эффективного предрейсового и послерейсового медицинского контроля водителей.
При передаче автобусов в специализированные автотранспортные предприятия необходимо определить требования к их производственной базе, которая обязана обеспечивать наличие помещений и оборудования, позволяющих осуществлять стоянку, хранение, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Названным требованиям должны также отвечать и временные места нахождения автобусов.
Временные места нахождения автобусов должны быть утверждены руководителями предприятий по согласованию с УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области, оборудованы средствами проверки технического состояния автомобиля.
Школьные автобусы, находящиеся в оперативном управлении общеобразовательных учреждений, не обладающих необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой, позволяющей обеспечить безопасность дорожного движения при осуществлении школьных перевозок, должны быть переданы специализированным автотранспортным предприятиям, имеющим соответствующие сертификат и условия для технического обслуживания и ремонта автобусов.
Специализированные автотранспортные предприятия, осуществляющие перевозки обучающихся на школьных автобусах, самостоятельно заключают договоры на осуществление предрейсового и послерейсового медицинских осмотров.

3. Требования к участникам конкурса на право
выполнения муниципального заказа по осуществлению
перевозки обучающихся к месту обучения

При размещении муниципальных заказов на перевозку обучающихся общеобразовательных учреждений к местам обучения рекомендуется включать в перечень основных требований к участникам конкурса на выполнение муниципальных заказов по осуществлению перевозки обучающихся к местам обучения следующие условия:
3.1. Организовать стоянку автобуса в условиях, обеспечивающих его сохранность, возможность технического обслуживания и ежедневного предрейсового технического осмотра.
3.2. Содержать автобус в технически исправном состоянии.
3.3. Своевременно проводить техническое обслуживание и ремонт школьных автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
3.4. Проводить ежедневный технический осмотр автобусов перед выходом в рейс и по возвращении из рейса с соответствующими отметками в путевом листе и соответствующих журналах.
3.5. Обеспечить проведение стажировки водителей и ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства водителей.
3.6. Проводить в установленные сроки медицинское освидетельствование водителей.
3.7. Ежедневно проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей.
3.8. Обеспечить соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей.
3.9. Регулярно обеспечивать водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте перевозки.
3.10. Обеспечить использование школьных автобусов исключительно в целях осуществления перевозок детей и обучающихся.
3.11. Обеспечить наличие и исправность дополнительных средств повышения безопасности перевозки пассажиров школьными автобусами, в соответствии с действующими нормативными требованиями.
Специализированные автотранспортные предприятия, осуществляющие на территории Новосибирской области деятельность, связанную с эксплуатацией школьных автобусов, должны соблюдать следующие требования:
- обеспечить наличие в предприятии водителей, имеющих соответствующий уровень профессиональной квалификации, организовывать их работу в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
- систематически анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения;
- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
- обеспечивать исполнение установленной федеральным законодательством обязанности по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров;
- осуществлять закрепление обязанностей и возложение ответственности за обеспечение требований безопасности движения за конкретными должностными лицами и работниками предприятия;
- назначать на должности исполнительных руководителей и специалистов предприятия лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами; обеспечивать прохождение лицами, занимающими должности, связанные с обеспечением безопасности перевозок, периодической аттестации на право занятия этих должностей;
- обеспечить регулярный контроль со стороны руководителя автотранспортного предприятия или специально назначенных им должностных лиц (служб) за выполнением должностными лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности перевозок;
- ежегодно планировать мероприятия, направленные на реализацию требований по обеспечению безопасности перевозок, а также на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства предприятия, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности перевозок.

4. Порядок взаимодействия исполнителей и заказчиков
услуг при перевозке обучающихся к месту обучения

При организации перевозок обучающихся органами местного самоуправления должен быть определен порядок взаимодействия исполнителя и заказчика на всех этапах организации и осуществления перевозок.
При организации перевозок обучающихся специализированные автотранспортные предприятия, эксплуатирующие транспортные средства, осуществляющие перевозки детей и обучающихся, обеспечивают по согласованию с муниципальными органами управления образованием, руководителями образовательных учреждений:
- выбор маршрута;
- проведение в весенний и осенний периоды обследования дорожных условий на маршруте;
- составление расписания движения школьных автобусов по маршруту с учетом вопросов обеспечения безопасности подвоза детей и обучающихся и установленного режима труда и отдыха водителей;
- определение потребности в подвижном составе для подвоза детей и обучающихся исходя из их количества;
- разработку схемы маршрута с указанием на ней опасных участков.
При подготовке к осуществлению регулярных школьных перевозок специализированным автотранспортным предприятием, по согласованию с администрацией образовательного учреждения, определяются рациональные места сбора, посадки и высадки детей и обучающихся.
Пространство, отведенное для посадки и высадки детей и обучающихся, должно быть достаточным, чтобы вместить всех, не допустив выхода на проезжую часть. Остановочные и посадочные площадки должны быть очищены от грязи, льда и снега.
Специализированное автотранспортное предприятие, осуществляющее регулярные перевозки детей и обучающихся, согласует графики движения школьных автобусов с муниципальным органом управления образования и администрацией образовательного учреждения, обеспечивая прибытие автобусов ко времени начала и окончания учебных смен.
В договоре на оказание услуг по перевозке обучающихся может предусматриваться возможность использования школьных автобусов для подвоза обучающихся на внешкольные мероприятия (конкурсы, олимпиады, выставки), районные и областные культурно-массовые и спортивные мероприятия, перевозки обучающихся к местам труда и отдыха при условии, что при этом не нарушается режим подвоза обучающихся на учебные занятия.
Школьный автобус, по заявке руководителя образовательного учреждения, может использоваться в каникулярное время, выходные и праздничные дни для подвоза обучающихся на внешкольные мероприятия по согласованию с руководителем муниципального органа управления образованием.
В соответствии с действующим законодательством и в целях обеспечения безопасности дорожного движения должностные лица автотранспортного предприятия, осуществляющего перевозку детей и обучающихся, обязаны:
- проинструктировать водителей об особенностях маршрута, обеспечении безопасности движения и правилах осуществления перевозок детей и обучающихся;
- назначить контрольное время возвращения школьного автобуса не позднее чем через один час, после истечения контрольного времени принять меры к установлению его места нахождения;
- организовать контроль движения школьных автобусов с использованием системы ГЛОНАСС;
- совместно с администрацией образовательного учреждения обеспечить подбор из числа работников образовательного учреждения лиц, сопровождающих детей и обучающихся;
- обеспечить проведение занятий и инструктажей с сопровождающими лицами по правилам поведения в пути, правилам поведения в автобусе, правилам пользования ремнями безопасности и правилам оказания первой медицинской помощи.
Администрация общеобразовательного учреждения при организации перевозок детей и школьников:
- включает в правила внутреннего трудового распорядка учреждения и в должностную инструкцию работника сопровождение подвоза обучающихся;
- согласовывает с родителями (законными представителями) условия организации школьных перевозок и сопровождения детей и обучающихся, в том числе от места жительства до места остановки школьного автобуса и от места остановки школьного автобуса до места жительства при перевозке обучающихся по окончании занятий (организованных мероприятий);
- утверждает приказом и передает перевозчику список детей и обучающихся, пользующихся школьным автобусом, с указанием их фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства и наименований автобусных остановок, на которых они садятся и высаживаются;
- участвует в разработке и уточнении маршрута школьного автобуса;
- разрабатывает графики выездов обучающихся во внеурочное время;
- назначает лиц, ответственных за перевозку обучающихся к месту обучения и обратно, а также на организованные внеурочные мероприятия, осуществляет их инструктаж по вопросам безопасности движения и правилам оказания первой медицинской помощи, производит отметки в журналах регистрации инструктажей по технике безопасности и безопасности дорожного движения;
- организует в образовательных учреждениях для детей и обучающихся, пользующихся школьным автобусом, специальные занятия о правилах поведения в транспорте;
- осуществляет иные полномочия и обеспечивает соблюдение требований, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Новосибирской области, муниципального образования.
При организации перевозки двумя и более автобусами в состав лиц, сопровождающих детей, включается медицинский работник.

5. Финансовое обеспечение перевозок

Финансирование подвоза обучающихся осуществляется за счет средств муниципального бюджета.
При расчете стоимости услуг специализированных автотранспортных предприятий, осуществляющих школьные перевозки, рекомендуется использовать норматив удельных затрат на 100 километров пробега на пассажирские перевозки автомобильным транспортом с учетом дорожных условий по районам Новосибирской области и пригородным зонам городских округов, утвержденный постановлением Правительства Новосибирской области от 11.02.2013 № 52-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета Новосибирской области в целях возмещения затрат и недополученных доходов перевозчиков, возникающих в случае государственного регулирования тарифов при выполнении перевозок пассажиров автомобильным транспортом в границах муниципального района (за исключением маршрутов, организованных в границах населенных пунктов) и по пригородным маршрутам регулярного сообщения, а также внутренним водным транспортом и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении".
В целях полного возмещения затрат специализированных автотранспортных предприятий, возникающих при осуществлении школьных перевозок, норматив удельных затрат может корректироваться главами муниципальных районов (городских округов) с учетом фактической себестоимости перевозок (изменение стоимости ГСМ, эксплуатационных материалов, расходов по техническому обслуживанию, хранению транспортных средств, заработной плате и т.д.).

6. Организация процесса перевозок

Для осуществления регулярных перевозок обучающихся к местам обучения должен быть составлен и утвержден на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схема маршрута с указанием опасных участков и особенностей дорожных условий.
Запрещается организация регулярных маршрутных перевозок детей и обучающихся:
- через нерегулируемые железнодорожные переезды;
- по ледовым переправам.
Паспорт и схема маршрута формируются с использованием информации органов ГИБДД МВД России по Новосибирской области об опасных участках дорог и должны быть согласованы с владельцами автомобильных дорог.
В указанные документы должны своевременно вноситься данные об изменении дорожных условий.
Паспорт маршрута утверждается администрацией муниципального района (городского округа).
График движения школьного автобуса на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами разрабатывается на основе нормирования скоростей автобуса на основании акта обследования маршрута, с учетом соблюдения режима труда и отдыха водителей, регламентируемого действующими нормативными документами.
Графики движения школьных автобусов (расписания движения) должны утверждаться совместными приказами руководителей образовательного учреждения и специализированного автотранспортного предприятия, осуществляющего школьные перевозки, и вывешиваться в образовательных учреждениях, в которые доставляются учащиеся.
Графики движения автобусов составляются после установления маршрутов, количества рейсов, марок автобусов, скоростей движения по участкам маршрутов.
Графики движения автобусов и режим работы водителей должны обеспечивать:
своевременную доставку обучающихся в общеобразовательное учреждение и обратно;
безопасность перевозки детей и обучающихся;
соблюдение установленного законодательством Российской Федерации режима рабочего времени и времени отдыха водителей.

7. Обеспечение безопасных дорожных условий
на маршрутах школьных автобусов

В целях обеспечения безопасных дорожных условий на маршрутах школьных автобусов главой администрации муниципального района (городского округа) утверждается маршрутная сеть школьных автобусов на территории муниципального образования и создается комиссия по проведению обследования школьных маршрутов.
Схема школьных маршрутов и схема опасных участков дороги на школьном маршруте согласовываются с органами ГИБДД МВД России по Новосибирской области и управлением образования администрации муниципального образования.
Техническое состояние автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, по которым проходят школьные автобусные маршруты, их инженерное оборудование, порядок их ремонта и содержания должны удовлетворять требованиям безопасности движения, установленным Государственными стандартами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог, другими нормативными документами.
В целях оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения уполномоченными органами местного самоуправления, по территории которых проходят школьные автобусные маршруты, созданными комиссиями производится их обследование перед открытием и в процессе эксплуатации, не реже двух раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду), в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми, а также нормативно-техническими документами.
Результаты обследования оформляются актами, в которых даются заключения о возможности эксплуатации действующих и открытии новых школьных автобусных маршрутов.
В случае несоответствия действующих школьных автобусных маршрутов требованиям безопасности дорожного движения руководителями уполномоченных органов местного самоуправления на основании заключения об обследовании данных маршрутов в трехдневный срок принимаются решения о временном прекращении автобусного движения на этих школьных маршрутах или закрытии школьного маршрута, о чем немедленно информируются руководители предприятий, осуществляющих школьные перевозки, и администрации образовательных учреждений, а также принимаются срочные меры по устранению выявленных нарушений.
Дорожные, коммунальные, другие организации, выполняющие работы по содержанию, ремонту и реконструкции автомобильных дорог, в случаях введения временных ограничений или прекращения движения на отдельных участках дорог и улиц, по которым проходят школьные автобусные маршруты (при проведении мероприятий по строительству, реконструкции, ремонту автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений и т.д.), обязаны своевременно (при плановых мероприятиях не позднее чем за 10 дней; при внеплановых - немедленно после принятия уполномоченными на то должностными лицами органов местного самоуправления решений о введении временных ограничений или закрытии движения) информировать об этом руководителей транспортных предприятий, осуществляющих перевозку детей, и руководителей образовательных учреждений, согласовать с органами ГИБДД МВД России по Новосибирской области варианты объездных путей, при необходимости произвести дорожные работы и оборудовать их необходимыми средствами организации дорожного движения.
Руководители специализированных автотранспортных предприятий, осуществляющих перевозку обучающихся, и руководители образовательных учреждений должны немедленно сообщать в органы исполнительной власти муниципальных районов и городских округов, дорожные, коммунальные и иные организации, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды, а также в органы ГИБДД МВД России по Новосибирской области о выявленных в процессе эксплуатации школьных маршрутов недостатках в состоянии автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, угрожающих безопасности дорожного движения, принимать необходимые предупредительные меры в соответствии с действующими нормативными документами.
В случаях, не терпящих отлагательства, когда дорожные или метеорологические условия представляют угрозу безопасности перевозки детей и обучающихся, руководители специализированных транспортных предприятий, осуществляющих перевозку, дорожные, коммунальные организации обязаны, в соответствии со своими полномочиями, прекратить движение школьных автобусов.
Временное прекращение или ограничение движения школьных автобусов осуществляется в соответствии с нормативными документами, определяющими порядок информирования о неблагоприятных изменениях дорожно-климатических условий, параметрах дорожных, метеорологических и иных условий, при которых временно прекращается или ограничивается движение на школьном маршруте (постановление Правительства Новосибирской области от 09.04.2012 № 171-п "О временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам на территории Новосибирской области", постановление администрации Новосибирской области от 23.01.1996 № 29 "Об утверждении "Руководства по временному прекращению движения наземного пассажирского транспорта в случаях, вызванных стихийными явлениями или изменениями дорожно-климатических условий".
Реализация настоящих рекомендаций предусматривает принятие необходимых мер по разработке и утверждению в муниципальных образованиях Новосибирской области программ (планов) по приведению улично-дорожной сети вокруг общеобразовательных учреждений (в том числе внутридворовых дорог, площадок) и по маршрутам следования школьных автобусов по автомобильным дорогам муниципальных образований Новосибирской области в состояние, соответствующее требованиям действующих нормативных правовых актов.

Применяемые сокращения:
УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области - Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области;
ГСМ - горюче-смазочные материалы;
ГИБДД МВД России по Новосибирской области - Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области;
ГЛОНАСС - Глобальная навигационная спутниковая система.


------------------------------------------------------------------